ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Лабораторная работа 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ MICROSOFT EXCEL

 
 

 Цель работы: освоить методы построения и заполнения документов бухгалтерской отчетности в программе Microsoft Excel с использованием функций  ЕСЛИ и СУММЕСЛИ.

 q Функция ЕСЛИ

Пример.

Задание. Предположим, что в первый отчетный период деятельности предприятия учреди­тели внесли деньги в уставный капитал в размере 50 %. Для обеспечения деятель­ности предприятия были приобретены товары и материалы, оплачена аренда помещения. Для получения дохода был заключен договор с заказчиком на выпол­нение работ (оказание услуг) и получен аванс. Необходимо отразить все перечисленное в журнале операций [1].

Решение. В Microsoft Excel создайте журнал операций, который будет выглядеть следующим образом (рисунок 32):

                            

                                            Рисунок 32 -  Журнал хозяйственных операций 

Далее рассчитайте сум­марные обороты по счетам. Для этого необходимо автоматизировать занесение сумм из столбца С в ячейки по дебету или по кредиту каждого счета, в случае, если этот счет используется в проводке (в столбцах D и Е). Для этого при­мените формулу, в основе которой лежит логическая функция ЕСЛИ(). Функции можно заносить вручную или с помощью Мастера функций. Делается это следующим образом.  

Выберете ячейку в первой строке дебета 51 счета — это ячейка FЗ — и вызовите окно Мастер функций - в категории Логические выберете функцию ЕСЛИ.

В строке Логическое_выражение необходимо записать выражение, выполнение или не выполнение которого приведет к получению определенного результата. Выражение представляет собой сравнение содержащее (обязательно) один из знаков равенства - неравенства – «=», «>=», «<=», «>», «<».

Для того, чтобы разнести суммы по счету 51, по каждой операции необходимо с помощью функции ЕСЛИ записать формулу, которая, в случае использования в операции счета «Касса», автоматически будет заносить сумму этой операции в соответствующую строку по дебету или кредиту счета 51. Формула для дебета 51 счета (ячейки FЗ) будет иметь вид: 

=ЕСЛИ(DЗ=F1;CЗ;"") - ЕСЛИ «номер счета в ячейке DЗ равен номеру счета столбца F» истинно, функция возвращает значение суммы из ячейки CЗ. В противном случае функция возвращает *пустое значение, так как в поле Значение_если_ложь введены две кавычки, означающее пустую текстовую строку.

Такую же операцию выполните со всеми ячейками журнала операций. Конечно, вручную для каждой операции это выполнять не имеет смыс­ла, поэтому воспользуйтесь функцией автозаполнения. При этом следует помнить об относительных и абсолютных ссылках на ячейку. В данном случае необходимо воспользоваться абсолютной ссылкой на ячейку F1(рисунок 33).

Так как необходимо распространить эту логическую формулу и на осталь­ные ячейки таблицы (столбцы), ее следует модифицировать следующим образом:

=ЕСЛИ($DЗ=F$1;$CЗ;"").

Аналогично выглядит формула для кредита в соседней ячейке:

=ЕСЛИ($E3=F$1;$CЗ;"").

                             

                                             Рисунок 33 -  Функция ЕСЛИ

Теперь для заполнения остальной части таблицы скопируйте только что созданные формулы.

Далее рассчитайте суммы в столбцах Дебет и Кредит каждого счета. Для этого в результирующую строку каждого столбца поместите суммирующую формулу.

 q Функция СУММЕСЛИ

Пример.

Задание 1. Используя данные из таблицы на рисунке 32 рассчитайте сумму оборотов по каждому счету по дебету и по кредиту.

Для этого занесите в столбец С, ниже первоначального журнала операций, изображенного на рисунке 32, перечень всех используемых в примере счетов.

                                         

Рисунок 34- Функция СУММЕСЛИ

Далее воспользуйтесь функцией СУММЕСЛИ*(рисунок 34).

В первую строку этого перечня справа от значения счета (то есть в столбец D) зане­сите формулу:

=СУММЕСЛИ(D$3:D$9;$C14;$C$3:$C$9)

Такая запись означает, что необходимо   просуммировать значения тех операций, где дебетуется счет 51, и таким образом в ячейке D14 получится оборот по дебету счета 51.

Рисунок 35- Учетный регистр

Знаки абсолютной адресации, как и в предыдущем примере, расставлены таким образом, чтобы для получения всех остальных оборотов, как по дебету, так и по кредиту, не было необходимости создавать формулу заново, а достаточно было скопировать уже созданную.

Скопируйте формулу автозаполнением для всех счетов по дебету и по кредиту.

Проверьте правильность расчетов, просуммировав вручную оборот по дебету 60 счета (рисунок 35).

 

Задание 2. Предприятие за­нимается поставками бытовой техники. На рисунке 37 приведена таблица, содержащая базу данных по покупателям, номеру договора, цене, количеству товаров. Необходимо определить на какую сумму каждый покупатель требует товара и сколько составляет сумма продаж товаров по каждому из видов.

Решение. Для решения создайте два новых листа. Один назовите Покупатели, другой - Товары. Лист с исходными данными назовите Продажи.

На лист Покупатели (рисунок 38) поместите в левый столбец наименования покупателей, скопи­ровав их с листа Продажи (рисунок 37), а в столбец «Сумма», справа от него, функ­цию СУММЕСЛИ (рисунок 36). В данном случае она будет выглядеть так:

=СУММЕСЛИ(продажи!$A$2:$A$17;A2;продажи!$F$2:$F$17)

Формула приведена для ячейки В2. Формулы в последующих ячейках будут отличаться только номером строки критерия.

Рисунок 36 -  Функция СУММЕСЛИ

 

Рисунок 37 -  Лист «Продажи»

 

Рисунок 38- Лист «Покупатели»

Лист Товары организован аналогично, но по товарам. Кроме их общей стоимости интересует их количество, поэтому в эту таблицу добавлено поле Количество (рисунок 39.)

                                              

                                                             Рисунок 39- Лист товары

Формулы в столбцах В и С выглядят аналогично предыдущему случаю.

В ячей­ке В2:

=СУММЕСЛИ(продажи!C2:C17;A2;продажи!E2:E17),

В ячейке С2:

=СУММЕСЛИ(продажи!C2:C17;A2;продажи!F2:F17).

Для контроля просчитайте сум­марные результаты по столбцам Сумма на всех трех листах. Если эта величина везде равна 43340000, значит, расчеты проведены правильно.

 

Контрольные вопросы

Ø  Какие аргументы содержит функция ЕСЛИ?

Ø  Какими двумя способами можно записывать функцию ЕСЛИ в ячейку?

Ø  Что означает термин «возвращает» применительно к функциям рабочего листа электронных таблиц?

Ø  В каких случаях используется функция ЕСЛИ?

Ø  В каких случаях используется функция СУММЕСЛИ?

Ø  В чем отличие между возможностями функции ЕСЛИ и СУММЕСЛИ?


 

* Термин «возвращает» применительно к функциям рабочего листа электронных таблиц оз­начает результат действия функции.

При наборе формулы используйте ввод адресов ячеек с помощью выбора нужных ячеек мышью, вводя вручную только символ = и две кавычки [1].

* Функция СУММЕСЛИ складывает цифры, если они отвечают опре­деленным условиям. Структура функции такова:

СУММЕСЛИ(интервал;критерий;сумм_интервал).

 Значения параметров функции следующие:

•   Интервал — это массив ячеек, по которому проверяется условие суммирова­ния;

• Критерий — это условие суммирования в форме числа, выражения или текста, — например, критерий может быть выражен как 32, «32», «>32», «яблоки»;

• Сумм_интервал — это массив ячеек, параллельный массиву Интервал, по которо­му осуществляется суммирование; ячейки в сумм_интервал суммируются, толь­ко если соответствующие им ячейки в аргументе интервал удовлетворяют критерию[1].

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5