ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Лекция 4 Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация. |
||
Создание и функционирование ИС в управлении неразрывно связано с развитием информационных технологий — главной составляющей информационных систем. 4.1. Основные понятия Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого, процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники. Информационная технология согласно определению, принятому ЮНЕСКО, — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. 4.2. Основные свойства информационной технологии Основными свойствами информационной технологии являются:
Целесообразность — главная цель реализации информационной технологии состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, распределенной переработке информации, распределенных баз данных, различных информационных вычислительных сетей (ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки информации. Компоненты и структура: функциональные компоненты — это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации;
структура информационной технологии —
это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих
ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и
базу знаний. Информационная технология называется базовой, если она ориентирована на определенную область применения. Системные и инструментальные средства:
Взаимодействие с внешней средой
— взаимодействие информационной технологии с объектами
управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой,
промышленностью программных и технических средств автоматизации. Реализация во времени — обеспечение динамичности развития информационной технологии, ее модификация, изменение структуры, включение новых компонентов. 4.3. Базовые информационные технологии Базовая информационная технология должна задавать модели, методы и средства решения задач. Она создается на основе базовых аппаратно- программных средств. Базовая технология должна быть подчинена основной цели — решению функциональных задач в той области, где она используется. В экономике это задачи управления. 1. Концептуальный уровень задает идеологию автоматизированного решения задач. Начальным этапом является постановка задачи. Следующим этапом является формализация решения задачи, то есть разрабатывается математическая модель или же подбирается из известных моделей. Затем следует алгоритмизация решения. В алгоритме выделяются как самостоятельные блоки, так и операторы. Реализация алгоритмов на основе конкретных вычислительных средств – программирование экономической задачи. Затем идет реализация процедур – операций. 2. Логический уровень. На этом уровне цель базовой информационной технологии – построение модели решаемой задачи и ее реализация на основе организации взаимодействия информационных процессов. Модель обмена. На основе этой модели реализуется синтез системы обмена данными с выбором оптимальной технологии и структуры сети, наилучшего метода коммуникации, протоколов и процедур доступа, адресации и маршрутизации. Модель накопления данных определяет схему информационной базы, организацию информационных массивов и их размещение. Модель обработки данных определяет организацию вычислительного процессора, который включает в себя решение разнообразных задач, возникающих у пользователя. 3. Физический уровень определяет возможность реализации информационной технологии на типовых программно-аппаратных средствах. Он включает в себя подсистемы накопления, обмена, обработки, управления данными, а также систему формализации знаний, с которой взаимодействуют проектировщик и пользователь.
Информационная технология базируется и зависит от
технического, программного, информационного, методического и
организационного обеспечения. Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата. Информационный процесс – процесс взаимодействия между объектами реального мира, в результате которого возникает информация. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. В последние десятилетия в наиболее развитых странах, в частности, в США и Японии, используются творческие (созидающие) информационные технологии так называемого третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых, более высоких целей. Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач. Информационная система – прикладная программная подсистема, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку текстовой и/или фактографической информации. Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем. В наиболее общем случае типовые программные компоненты, входящие в состав информационной системы, включают:
4.4. Классификация информационных технологий Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как в профессиональной сфере, так и в бытовой. Информационные технологии могут быть классифицированы по трем признакам: Первый признак деления – вид задач и процессов обработки информации 1-й этап (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека. 2-й этап (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач. Второй признак деления – проблемы, стоящие на пути, информатизации общества 1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. 3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются: o выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; o организация доступа к стратегической информации; o организация защиты и безопасности информации. Третий признак деления – виды инструментария технологии 1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем отправления через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и была подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии. 5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Информационные технологии пронизывают все сферы деятельности человека, и, в связи с этим, они могут достаточно сильно отличаться в разных областях применения: в медицине они одни, в космонавтике другие, в торговле – третьи. Общее у всех ИТ то, что в их основе лежит сбор и обработка информации с помощью компьютеров и программного обеспечения. Четвертый признак деления — по областям применения: обеспечивающие или базовые ИТ и функциональные или прикладные ИТ. · Обеспечивающие или базовые ИТ используются практически во всех областях применения и служат основой для построения функциональных или прикладных ИТ. · Функциональные или прикладные ИТ – это ИТ специфичные для конкретной области применения. Их еще называют ИТ конечного пользователя, подчеркивая этим термином, что с компьютером работает пользователь – непрограммист. Обеспечивающие или базовые ИТ можно классифицировать следующим образом: 1. ИТ разработки программного обеспечения. 2. ИТ работы с числами. 3. ИТ работы с текстами. 4. ИТ работы с базами данных. 5. ИТ работы с графическими, аудио и видеоданными. 6. ИТ распределенной обработки данных. 7. ИТ использования передачи данных по линиям связи. 8. ИТ защиты данных от несанкционированного использования и искажения. Функциональные или прикладные ИТ можно классифицировать следующим образом: 1. Офисные ИТ. 2. Финансовые ИТ. 3. Бизнес-приложения – ИТ, обеспечивающие рекламу, маркетинг, управление персоналом, управление запасами и т. д. 4. ИТ в управлении. 5. ИТ автоматизированного проектирования. 6. Автоматизированные системы управления предприятиями – АСУП. 7. Автоматизированные системы управления технологическими процессами –АСУ ТП. 8. ИТ управления машинами и аппаратами. 9. ИТ в медицине. 10. ИТ в космических исследованиях. 11. ИТ в военном деле и т.д. Пятый признак деления – использование сети Информационные технологии делятся по этому признаку на локальные и распределенные ИТ. Локальные ИТ – ИТ, у которых вся обработка информации сосредоточена в одном компьютере и сеть не требуется. Например, ИТ секретаря офиса, может быть организована так, что вся информация, необходимая для работы секретаря, находится в одном компьютере. Распределенные ИТ – это ИТ, для работы которых требуется компьютерная сеть, а информация и программы для ее обработки распределены по различным компьютерам сети. Сейчас это наиболее распространенный вид ИТ. Например, современные банковские технологии предполагают распределение обработки данных на большом количестве компьютеров, в том числе и находящихся в разных офисах и даже в разных городах и странах. Шестой признак деления – обрабатываемые объекты Информационные технологии по этому признаку делят на объектно- ориентированные ИТ и традиционные ИТ. Объектно-ориентированные ИТ оперируют с объектами и методами. Например, объектно-ориентированная ИТ работы с документами предполагает наличие, а следовательно, и изучение их пользователями, объекта «документ» и нескольких методов – создания документа, корректирования документа, сохранения документа, распечатки документа и т.д. 4.5. Формы представления информационных технологий ИТ рассматриваются в двух формах представления: · в виде спецификаций ИТ (ИТ- спецификаций); · в виде систем ИТ (ИТ - систем), т.е. реализаций спецификаций ИТ. Такая двойная сущность ИТ обусловливается существованием двух сфер деятельности, тесно взаимосвязанных между собой. Одна из них отражает научно- -методическую деятельность (разработку глобальных концепций, методов и моделей, парадигм и языков программирования, а также процесс стандартизации спецификаций ИТ), другая связана с производством продуктов ИТ (систем ИТ) и их маркетингом. 4.6. Методы информационной технологии Содержание любой научной дисциплины определяется как ее предметом, так и методами исследования. К основным методам информационных технологий относятся: 1. Метод архитектурных спецификаций. Применяется для формирования концептуального базиса и определения семантической структуры важнейших разделов ИТ. 2. Метод функциональной спецификации ИТ. Предназначен для определения функциональных и поведенческих свойств систем ИТ, которые должны наблюдаться на интерфейсах (границах) систем. Данный метод используется для формирования функционального базиса ИТ в виде базовых и промышленных стандартов. 3. Профилирование ИТ. Универсальный метод комплексирования спецификаций ИТ на основе понятия профиля. Позволяет конструировать спецификации комплексных технологий посредством комбинирования базовых и производных от них спецификаций, при этом в процессе построении профиля осуществляется селекция только необходимых для конкретного случая дополнительных возможностей (опций) входящих в его состав спецификаций (стандартов или профилей), а также их параметрическая настройка. 4. Концепция и технология конформности (соответствия) реализаций ИТ исходным профилям или стандартам. Предназначена для построения аппарата измерения степени соответствия реализаций (систем ИТ) исходным спецификациям. 5. Процедуры и методы стандартизации и гармонизации спецификаций ИТ. Осуществляются специализированными организациями с целью стандартизации, взаимного согласования, сопровождения типовых решений и процедур в области ИТ. Позволяют формировать и развивать нормативно- -методический базис ИТ, являющийся основой для создания систем со стандартными интерфейсами (открытых систем). 6. Таксономия (классификационная система) профилей ИТ. Обеспечивает классификацию и уникальность идентификации профилей в пространстве ИТ, явное отражение взаимосвязей между ИТ. 7. Методы формализации и алгоритмизации знаний. Включают методологии и методы проектирования систем ИТ, парадигмы и языки программирования, специальные нотации для определения спецификаций. 4.7. Стандарты информационных технологий Большую роль в решении данной задачи играет система международных организаций, ответственных за процесс стандартизации ИТ. Масштабность, систематичность, интенсивность, научная обоснованность разработок в области стандартизации ИТ позволили к настоящему времени развить систему стандартов до такого уровня, при котором она становится главным носителем научно-методических основ области ИТ. Создание таких основ явилось решающим фактором для становления области ИТ как самостоятельной научно-прикладной дисциплины, имеющей характерные для нее предмет, методы исследования, фундаментальный методологический базис. Различают формальные стандарты (или стандарты де юре) и промышленные стандарты (или стандарты де факто). Стандарты де юре разрабатываются специализированными международными организациями. Эти стандарты свободны для копирования и для безлицензионного изготовления на их основе продукции. Стандарты де юре обеспечивают независимость пользователей от конкретных поставщиков изделий ИТ. Структура системы стандартизации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура системы стандартизации
Основные принципы стандартизации ИТ: 1) Всеобъемлющий характер процесса стандартизации ИТ. 2) Многоуровневость стандартизации, взаимосвязанность стандартов де юре и стандартов де факто. 3) Развитие стандартизации консорциумов. 4) Реинжиниринг деятельности формальных международных организаций стандартизации. 5) Ориентация целей деятельности системы международной стандартизации на интересы бизнеса, рынка продуктов, конечного пользователя. Структура международной системы стандартизации показана на рис. 2.
Рис. 2. Международные организации стандартизации Промышленные стандарты, как правило, связаны с изделиями, доминирующими на рынке, и в значительной степени зависят от изготовителей продукции. Промышленные стандарты могут со временем становиться формальными после принятия их в качестве таковых специализированными международными организациями. Формальные и промышленные стандарты являются продуктом общего процесса стандартизации ИТ. |